• Ашот Филипп

Журнал - "Театральная касса"

Современное изложение, захватывающий сюжет, яркое, легкое сценическое решение, завораживающая музыка и песни, которые уже сегодня можно отнести к настоящим хитам, — вот главные преимущества и залог успеха мюзикла «Моцарт и Маргарита».

Автор и постановщик композитор Ашот ФИЛИПП представил зрителю абсолютно новую оригинальную работу.

- О чем Ваш спектакль ?

Это простая история о молодых талантливых музыкантах, работающих в клубе. Солист группы — Виктор Москалев, по прозвищу «Моцарт» — пишет музыку и сочиняет песни. Как часто это бывает, у музыкантов сложные
отношения с хозяином клуба — Колотухиным, мнящим себя полноправным хозяином жизни. А с появлением в коллективе молодой солистки Маргариты взаимоотношения и вовсе накаляются. Вторая линия спектакля — попытка с сегодняшней точки зрения взглянуть на одного из композиторов-классиков не как на застывший монолит, а как на вполне «современного» человека. Мы переносимся в XVIII век и видим молодого Моцарта. Вольфганг пылко влюблен в юную хористку и не желает мириться с положением слуги в капелле архиепископа Зальцбургского. Чем закончится конфликт двух Моцартов со своими «хозяевами» мы узнаем лишь в самом конце спектакля...

- Так что же все-таки такое «Моцарт и Маргарита»? Мюзикл, рок-опера, спектакль или просто событие з молодежной культуре страны?

Спектакль адресован всем зрителям — от 13-ти лет и выше... В силу того, что артисты мюзикла — в основном молодежь, сложилось впечатление, что спектакль молодежный. В принципе, я не возражал бы против такого позиционирования, учитывая, что музыкальное содержание явно перевешивает в сторону современных ритмов и современного вокала. Хотя многие зрители преклонного возраста говорят что они тоже «в восторге». Почему Моцарт? Почему не Бетховен, Шопен, Бах в конце концов?

Моцарт — это первый композитор нонконформист, отказавшийся от жалованья. Ради свободы творчества. Бетховен был не менее значимым и гениальным, но вторым... Моцарт олицетворяет собой собирательный образ музыканта, гениального человека, который в разные периоды своей жизни сталкивается с житейскими проблемами, славой и мировым признанием, любит и ненавидит, ощущает одиночество и неприятие сильных мира сего... Одним словом, все то, что испытывают истинно творческие люди и сегодня. Поэтому интерес к нему не ослабевает. А его смерть в таком раннем возрасте (35 лет) поистине возводит его в ранг «святых». Кроме того, финал мюзикла — это гимн и Моцарту, и Бетховену, и Баху, а также Пушкину, Байрону, Шекспиру, Леонардо да Винчи... Так что я «оправдан»...

- А чем навеяно название, это случайно не Булгаковский след?

Мой профессор по композиции — Альберт Леман — немец по происхождению, часто рассказывал «байки» о композиторах. Как-то он обмолвился, что у Моцарта была возлюбленная из числа хористок капеллы — Маргарита, но история об этом умалчивает. Мне, тогда еще молодому человеку, эта история запала в душу. Но, перечитав много литературы, я так и не нашел подтверждения. Зато нашел Алоизию Вебер, Марию Магдалену Хофдемель и других... Но вы правы... Есть определенный посыл и к Булгакову. Моцарт и Мастер — оба гениальны и гонимы. Кроме того, события и там и здесь развиваются и сопоставляются в двух веках. А Маргарита? Пусть это будет собирательный образ женщины, которая всегда выбирает одаренность, а не бездарность, и готова принести себя в жертву.

- Два - три спектакля в месяц в Москве—разве это не слишком мало для мюзикла?

Это только начало, «разведка боем». Мы как триста спартанцев, а вокруг нас армия Ксеркса. Армия Ксеркса — это наши многочисленные академические театры. И все равно, приди я к ним со своей идеей, сценарием и музыкой, ни один из них, за исключением одного-двух московских театров, не взялся бы ставить этот спектакль. Просто потому, что у них нет актеров, с которыми это можно было бы поставить.

- Так уж и нет?

Наша постановка современная. Мало того, действие попеременно происходит в двух веках. Оттанцевав только что менуэт XVIII века и исполнив стилизованный дуэт, через пять минут актеры исполняют «клубный» танец с элементами джаз-модерна. А еще через пять минут — «крутую» песню в стиле R&B. А к концу спектакля вы уже начнете попросту путаться в музыкальных стилях и жанрах.

- То есть, попросту в академических театpax нет певцов и танцоров?

Да нет, почему же! Певцов и танцоров хватает. Возьмите хотя бы наши ведущие музыкальные театры. Только если они со своим репертуаром приедут в славный город Красногорск Московской области, то, сдается мне, не собрать им тысячный зал четыре спектакля подряд. А нам это удается.

- Почему тогда нельзя выбрать удобную площадку в Москве и играть там хотя бы восемь-десять спектаклей в месяц, если мюзикл так востребован публикой, особенно молодежью.

Вы правы, молодежь впитывает этот спектакль с такой жадностью, и поглощает его, как человек поглощает еду в минуту голода. Об этом они нам дружно и взахлеб говорят после спектакля. Об этом же они нам пишут на электронную почту. Иностранные мюзиклы, коих в Москве в последнее время появилось достаточно много, играют по 15-20 спектаклей в месяц. Капитал этих предприятий позволяет им полностью «снять» площадку на год или больше. Мы же вынуждены перед каждым спектаклем проводить целые «боевые действия», завозить и устанавливать на площадке световую и звуковую аппаратуру. Хорошо, если на это есть день — с девяти утра до шести вечера... Но! Мы люди «ненормальные» и «неадекватные». И мы играем! И публика, приняв спектакль, прощает нам некоторые технические недочеты.

- По какому принципу вами были набраны актеры?

По тому же принципу, по которому американские инженеры отбирали российских рабочих для сборки «Шевроле Нива». А именно: чтобы у человека было огромное желание работать — раз, чтобы он был молод — два и самое главное — чтобы он был обучаем. Когда я говорю «молод» — то подразумеваю «молод душой». В любой из дисциплин — будь то вокал, танец, актерское мастерство, ансамблевое пение — актер должен показать все лучшее, на что способен. Для начала было отобрано значительно большее количество людей чем требовалось. К слову, только на роль главного героя, уже из отобранных людей претендовало четверо. А там, кроме вышеперечисленных требований нужно было классно играть на гитаре. В конце концов остался только один, но тот самый, который мне был нужен.

- Вы здесь выступаете еще и как постановщик спектакля. Не могли бы вы остановиться на этом подробнее.

Вы знаете, в спектакле есть сцены, которые я мечтаю доработать. Например, в сцене, где Моцарт сидит за клавесином, мне хотелось бы видеть на сцене струнный квартет из «живых», играющих музыкантов. Но все это упирается в дополнительные деньги. Что касается идеологии спектакля, то удалось создать прецедент, когда в один из моментов действия мои «маргинальные» персонажи становятся публике ближе и понятнее, сбивая зрителя с толку. Силы добра и зла как бы уравниваются. Но и этого оказалось мало. Поэтому я их уравнял еще и по музыкальному материалу. И лишь затем, уже ближе к развязке, все встает на свои места.

- Мне очень понравилась встреча двух.«Моцартов» VIII и XXI веков. Это ваша придумка?

Это лично мною давным-давно пережитый, «перетертый» в недрах души и собранный в моем «больном» мозгу образ этого человека. Те вопросы, которые Виктор (главный герой) задает Моцарту — это и есть квинтэссенция спектакля. Это полностью драматическая сцена. Конечно, кто-то может не принять то, что в XVIII веке звучит музыка «Beatles» и в частности «Yesterday». Но поверьте — тоже неспроста. Дело в том. что и 40-я симфония Моцарта и музыка «Beatles» преследуют меня с 12 лет. Поэтому «встреча» в спектакле и невольное взаимодействие музыки «Beatles» и Моцарта — неизбежны.

- Какая дальнейшая перспектива спектакля?

В этом сезоне запланированы спектакли в ТКЗ «ЦДКЖ», в Московском международном Доме Музыки, в театрально-концертном зале «Космос», а также выступления примерно в десяти крупных городах Московской области. Всю информацию можно найти на сайте спектакля «Моцарт и Маргарита» — www.mozartimargarita.ru. Кроме того, мы будем играть не только «Моцарт и Маргарита», но и наш первый «семейный» мюзикл «Праздник Непослушания». А в дальнейшем... Если хочешь рассмешить бога, то поведай ему о своих планах...

  • photos
  • contats