• Ашот Филипп

Журнал - "Юность подмосковья"

Композитор, постановщик, автор оригинальной идеи и сценария мюзикла «Моцарт и Маргарита», художественный руководитель театра «Новое Поколение» Ашот Филипп говорит о своей постановке так: «Этот спектакль о нас с вами, о жизни и о любви во все времена. Если кто-то, посмотрев мюзикл, захочет дома послушать диск с произведениями Моцарта или в переходе метро остановится у бродячего музыканта, играющего песню «Где нет тебя» из мюзикла «Моцарт и Маргарита», я буду считать свою миссию выполненной»

Человеческие отношения и жизненные ситуации повторяются с течением времени», - рассуждает композитор, постановщик, автор оригинальной идеи и сценария мюзикла «Моцарт и Маргарита», художественный руководитель
театра «Новое Поколение» Ашот Филипп.

Премьерный год «Моцарта и Маргариты» начался со спектакля в ДК «Подмосковье» при поддержке администрации Красногорского района Московской области. Этот мюзикл
о жизни молодых талантливых ребят, создавших свою музыкальную группу, у которых не складываются отношения с хозяином клуба. Также в спектакле присутствует настоящий Вольфганг Амадей Моцарт, который не желает мириться с положением слуги в капелле архиепископа Зальцбургского. Одновременно завязываются два любовных треугольника.

Развязки двух конфликтов различны, но понятно, что история развивается по спирали, а земные страсти не чужды даже гениям...

- Ашот, почему вы проводите параллель между судьбой музыканта XVIII века и современной группой, выступающей в клубе?

- А как вы считаете? Чем отличается тот строй, при котором мы живем после 1991 года, от развитого феодализма XVIII века? Люди творческие особенно страдают от этой системы. Много ли в наше время музыкантов, которые на месте Моцарта осмелились бы на замечание императора Австрии «В вашей музыке слишком много нот» ответить: «Ровно столько, сколько нужно, Ваше величество»?

Мой герой - музыкант Виктор Москалев по прозвищу Моцарт - поступает в спектакле сообразно своему внутреннему убеждению, борется за свои идеалы. В этом схожесть и сила обоих «Моцартов». Хеппи-энд - это скорее закон жанра, в жизни чаще бывает наоборот.
- Когда у вас появилась идея постановки «Моцарта и Маргариты»?

- Замысел возник 10 лет назад, тогда я продюсировал один из московских клубов. Мы с друзьями-му-зыкантами оказались в том же положении, что и герой моего мюзикла. Нужно было продаться хозяину, потеряв свое «я», творчество. Неуступчивость влекла за собой кары, в частности повышение ставки аренды. Конечно, сюжет «Моцарта и Маргариты» напрямую не связан с этими фактами моей биографии. В сценарии все построено на любовном треугольнике: хозяин клуба - музыкант - молодая певица. Но все же...

- Вы всегда интересовались творчеством Моцарта?

- Этот композитор и его 40-я симфония преследуют меня всю жизнь. Впервые я услышал симфонию в 12-летнем возрасте, когда у нас в семье случилось несчастье, и первая часть симфонии послужила мне душевным лекарством. Когда я поступал в музы-
кальное училище, то вытянул билет, где значилось: «40-я симфония В.А. Моцарта». При поступлении в Московскую консерваторию, не поверите, мне снова досталось «Творчество Амадея Моцарта». Мы родились в один день, 27 января. Не подумайте, что я к нему примазываюсь, я более земной человек.

- Расскажите немного о себе. Где родились, выросли? Ваши родители связаны с музыкальным миром?

- Сегодня ваш вопрос воспринимается неоднозначно. Скажу, что я родился и вырос в СССР - эта страна является моей Родиной. Ощущаю себя по менталитету русским человеком. Мои родители из научного мира и профессионального отношения к музыке не имеют, но всегда хотели, чтобы я учился этому искусству.

- Вы как-то сказали о том, что Московская консерватория наложила на вас миссию. Какую именно?

Много ЛИ ИЗМЕНИЛОСЬ В НАШЕМ МИРЕ СО ВРЕМЕН ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА?

- После того как в 90-е годы «мир раскололся» и его осколки ударили по людям разных профессий, у многих музыкантов опустились руки. Я, несмотря ни на что, должен был реализовать свой потенциал композитора, сценариста и постановщика. Обычная концертная и студийная деятельность меня устроить не могла, моей мечтой, сверхзадачей было поставить большой музыкальный спектакль. Миссией номер один был семейный мюзикл «Праздник Непослушания», миссией номер два я считаю рок-спектакль «Моцарт и Маргарита».

- С вами сотрудничают молодые артисты театра, кино, эстрады. Как подбирался актерский состав? Возникают ли спорные моменты в постановках?

- Талантливых актеров немного, поэтому я дорожу каждым человеком. Проводился кастинг, на роль музыканта Виктора было
отобрано четыре человека, из которых справился с ролью лишь один - Алексей Калугин. Отношения между актерами более чем дружеские, но любой творческий процесс подразумевает скрытое соперничество. Мне иногда приходится работать психологом. Случаются и курьезные ситуации. Когда у Маргариты XVIII века на сцене сломалась молния, то архиепископу Зальцбургскому вместо домогательств пришлось прикрывать ее от зрителей - одним словом, быть джентльменом. А в сцене драки у ребят такой запал, что порой они наносят друг другу синяки и извиняются после спектакля.

Что касается отношения ребят ко мне, то, представьте, на мой день рождения, зная, как я люблю «Биттлз», они подарили мне четырехтомник биографии Битлов. Для меня такое внимание дорогого стоит.

- Вы работали с Сергеем
Михалковым, поэтому не могу не спросить: как повлияла на вас эта встреча?

- Творчество Михалкова весьма позитивно. В «Празднике Непослушания» я увидел современную притчу для детей и их родителей. Сергей Владимирович внимательно прослушал музыкальный материал и спросил: «А где хит? В мюзикле должна быть одна хитовая вещь!» Я, почесав затылок, поехал домой и несколько дней сидел в студии. Через неделю лейтмотив «Праздника Непослушания» был готов. Михалков остался доволен! А я был просто счастлив: спектакль выдержал 106 представлений!

- Почему премьера новой работы состоялась в Красногорском районе Московской области?

- Во-первых, я очень благодарен главе администрации Красногорского района Б.Е. Рассказову за оказанную нам поддержку. Во-вторых, живое участие приняло управление культуры Красногорского района. И в-третьих, такого великолепно оснащенного зала, как Дворец культуры «Подмосковье», еще надо поискать! Затем мы дали несколько представлений в театре «Содружество актеров Таганки» в Москве, которые прошли с неизменным успехом.

- Успех - что это?

- Успех - несуществующее понятие. Сегодня успешен ты, завтра другой, а кто-то, при жизни не получивший признания, может оказаться первым в исторической табели о рангах. В моем спектакле есть строчки: «Если ты отдал людям душу - ты бессмертен».

- Каким вы видите будущее нашей страны в руках молодого поколения?

- Я считаю, что в обществе нет четкой возрастной вертикали. Однажды после спектакля ко мне подошла пожилая женщина: «Мне 75 лет, - сказала она, -это лучшее, что я видела в жизни!» «А музыка не громкая?» - спросил я, имея в виду насыщенное электронное звучание. «Нет, что вы, в самый раз!» - ответила мне женщина.
Что касается перемен, то мы обязаны менять жизнь в лучшую сторону. Уверен, новое поколение сделает правильный выбор.

- Вы увлечены разными музыкальными стилями. Чему отдаете предпочтение во время отдыха? Какие страны хотели бы посетить? Культура, которая вам особенно близка?

- В моем спектакле один из героев отвечает: «Я люблю и Моцарта, и Бетховена... Люблю картины Леонардо да Винчи, Ван Гога, перечитываю Шекспира, слушаю песни «Битлз».

Все это я могу отнести
на свой счет. Вопрос лишь в том, чтобы мои желания совпадали с количеством часов в сутках.

Я побывал в европейских странах и в США. Безусловно, ближе всего мне русская культура и русские писатели. Я хотел бы посетить Англию, а также могилы своих предков в Армении. Часто размышляю о Советском Союзе, когда можно было на автомобиле махнуть в Прибалтику или в Крым. Тут на ум приходит старая песня «Битлз» «Back in the USSR»! Ничего не поделаешь, так устроен человек...

Мой герой по прозвищу Моцарт

ПОСТУПАЕТ СООБРАЗНО ВНУТРЕННЕМУ УБЕЖДЕНИЮ. В ЭТОМ СХОЖЕСТЬ И СИЛА ОБОИХ «Моцартов»

  • photos
  • contats